Информация для родителей о ФГОС
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования.
Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Во- первых ФГОС основан на трехстороннем договоре между школой, семьей и обществом.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте 2004 г. детально прописывались темы, которые должен усвоить ученик. В Стандарте же 2009 г. содержание подробно не прописано, зато четко даны требования к его результатам.
В качестве основного результата образования выступает овладение универсальными учебными действиями, которые необходимы, чтобы хорошо учиться.
Результат образования, прописанный в стандарте, различный.
- Обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…».
- Повышенный, по сравнению с базовым уровень описан в блоке «Выпускник получит возможность научиться…».
Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
Для формирования личностных результатов, таких как патриотизм, гражданственность ит.д., в каждой школе разрабатывается программа «Духовно-нравственного развития». Во все времена работа школы была направлена на решение воспитательных задач, но только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, желание учиться, стремление к знаниям, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, доброта, терпимость и многое другое.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. С этой целью разработана программа «Формирования здорового образа жизни». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья как на уроках, так и во внеурочное время. Огромный ряд мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, наличие процедурного и медицинского кабинетов, и др., а также целевая программа «Здоровье школьников» - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в нашей школе.
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать большое внимание к внеурочной деятельности. Определены основные направления:
· Спортивно-оздоровительное
· Художественно-эстетическое
· Научно-познавательное
· Военно-патриотическое
· Общественно-полезная деятельность
· Проектная деятельность
Для ваших детей запланированы следующие кружки и секции. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку, вокал и т.д.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку знаний при переходе четвероклассников в пятый класс. Учащиеся напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться.
Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты (грамоты, свидетельства участия в конкурсах) и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь его наличие становится обязательным требованием. Педагогами школы накоплен опыт оценивания письменных работ учащихся. Не будут подлежать оцениванию личностные качества (религиозные, эстетические взгляды, патриотизм, терпимость, гуманизм и др.)
Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта?
Накопленный опыт взаимосвязи основного и дополнительного образования, достаточно высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся материальное обеспечение в школе.
Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах.