Программа «Развитие воспитательной компоненты на 2013-2018 годы»
2.Введение
В соответствии со стратегией модернизации экономической и общественной жизни страны в нашем обществе актуализируются вопросы развития воспитания и социализации подрастающих поколений. В целях обеспечения социального запроса в МБОУ НШДС №14 разработана Программа развития воспитательной компоненты на 2013-2018 годы.
Ведущим средством реализации Программы является Федеральный государственный образовательный стандарт, где образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Программа ориентирована на приоритеты устойчивого развития: гуманизацию образовательной системы, защиту прав ребенка, создание условий для самореализации обучающихся, формирование ценностных ориентаций, гражданской позиции, толерантности, готовности к сотрудничеству, самообразованию; социальной инициативности, информационной культуры, развитие адаптивных возможностей личности.
Нормативно-правовая база для разработки Программы:
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской -
Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012
г. № 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III
«Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(2011);
- Стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области;
Концепция воспитания детей Иркутской области (2013).
Цели и задачи Программы.
Концепция воспитательной системышколы построена как открытая система развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве на основе взаимодействия систем начального общего и дополнительного образования, на период до 2018 года.
Цель Программы развития Воспитательной компоненты:
Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи Программы
1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной
компоненты в общеобразовательном учреждении.
2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.
3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации,
обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательном
учреждении с учетом региональной специфики конфессионального
многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.
4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов
развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.
5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и
дополнительного образования с привлечением органов государственной власти,
осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и
спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.
6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций,
деятельность которых связана с интересами детей.
7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения для реализации мероприятий Программы.
8. Обеспечение информационной поддержки Программы.
10. Укрепление материально-технического базы общеобразовательного
учреждения для реализации Программы.
11. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по
развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации
Задачи Программы (из Иркутской программы)
- формирование единого воспитательного пространства в МБОУ НШДС №14 путем
развития воспитательной системы образовательного учреждения в рамках Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- достижение высокого уровня в воспитании и социализации детей; содействие
воспитательной деятельности семьи, учреждений образования, культуры, социальной
защиты населения, общественных организаций, повышение их ответственности за
качество создаваемых условий для воспитания детей;
- развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения, создание
эффективной гуманистической воспитательной системы;
- обеспечение профилактики негативных явлений в детской среде, девиантного
поведения;
- реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
- формирование позитивного информационного пространства детей; повышение
ответственности за транслируемые детям ценности, идеалы, образцы норм поведения и
образа жизни; расширение возможностей информационного обмена в детской среде,
информационного обеспечения процесса воспитания, внедрение новых
коммуникационных технологий в воспитательный процесс;
- реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня
воспитательной деятельности, укрепление ее кадрового потенциала, социального
статуса.
В качестве основополагающих принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе, и, следовательно, системы воспитания, можно выделить следующие:
Программа:
- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении
воспитания с учетом отечественных традиций, национально- региональных
особенностей, достижений современного опыта;
- повышение эффективности взаимодействия урочной и внеурочной деятельности;
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий
отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного
развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении
взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми
участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-
педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого
субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих
ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и
региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям,
предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с
поликультурностью;
- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий
участие учащихся общеобразовательного учреждения в различных формах
деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии
детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся
опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной
компетентности личности, оказании помощи обучающимся в освоении
социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с
особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение
мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-
инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и
интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;
- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное
понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание
обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание
условий для формирования ответственности за последствия своих действий и
поведения;
- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность
воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания,
воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания;
установление связи между субъектами внеурочной деятельности по взаимодействию в
реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных
мероприятий;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса
воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии
необходимости личностного присвоения учащимися культурно - исторических
ценностей и традиций своего народа;
- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с
однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к
системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников
образовательного процесса;
- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений,
терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа
жизни, поведения в различных сферах жизни;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у
школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам
традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической
морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации,
самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы
других людей, установившихся норм и традиций;
- предполагает воспитание в процессе обучения как использование воспитательного
потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и
дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития
школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также
ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность;
- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки,
необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в
ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного
воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления,
приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Сроки и этапы реализации.
Программа рассчитана до 2018 года.
1 этап: 2013-2014 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы. Создание условий для перехода в режим ее поступательного позитивного изменения в соответствии с национальным воспитательным идеалом, в соответствии с идеологией ФГОС второго поколения.
2 этап: 2014—2015 гг.
Нацелен на обеспечение перехода в режим стабильного эффективного функционирования воспитательной системы. Повышение квалификации и переподготовка кадров.
3 этап: 2015-2018 годы.
Информационно-аналитическая деятельность.
Мониторинг эффективности Программы.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Содержание Программы
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательной программы общеобразовательного учреждения, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательным учреждением в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов, управляющего совета, школы).
3.1 Описание современной модели воспитания
Для реализации поставленных задач в ОУ в качестве базовой выбранаинтегрированнаямодель, опирающаяся на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей и работы школьного оздоровительного лагеря в летний период.
СХЕМ А
3.2.Основные направления развития воспитательной компоненты
Нормативно-правовое- разработка нормативной базы на уровне образовательного учреждения, определяющей механизмы реализации Программы с учетом специфики и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.
Организационно-управленческое- организация межведомственного сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости учащихся через реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ.
Кадровое- внедрение позитивного опыта реализации Программы в социокультурном пространстве.
Информационное -организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением Интернет-сайты или, Интернет - конференции, форумы и иные.
Мониторинговое- организация и проведение мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы в МБОУ НШДС №14.
Материально-техническое- обеспечение оснащения, необходимого для развития
воспитательной деятельности в системе начального и дополнительного образования.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся:
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного поведения среди учащихся.
2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
4. Интеллектуальное воспитание:
- формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности кружков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, игр);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
5. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм»,«терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении.
9. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у обучающихся ценностных представлений о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
10. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
-формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
11. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Приоритетные направления организации воспитания учащихся в 2013-2018 г.
К приоритетным направлениям деятельности относятся:
· физкультурно-оздоровительное направление (через программу «Здоровье»)
· гражданско-патриотическое, нравственное воспитание, краеведение (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, классные часы «Символы Родины»; через систему взаимодействия с музеем и т.д.), способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;
· художественно-эстетическое развитие (через систему работы кружков
и секций дополнительного образования, конкурсов и т.д.),
способствующих развитию чувства прекрасного, любви и интереса к
культуре отечества, мировой культуре, развитию умения найти свое
место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;
· сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;
· приобщение семьи к процессу воспитания детей, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка; развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;
· кадровое обеспечение воспитательного процесса – создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу школьного методического объединения, педагогические советы, школы педагогического мастерства и т.д.);
· методическое обеспечение воспитательного процесса. Создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса; внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности;
· сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ определены на основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.
В области формирования личностной культуры:
·формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
·укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
·формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
·формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
·принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
·формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
·осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
·формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
·формирование основ российской гражданской идентичности;
·пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
·формирование патриотизма и гражданской солидарности;
·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
·укрепление доверия к другим людям;
·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
·становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
·формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
·формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
·формирование отношения к семье как к основе российского общества;
·формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
·знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
3.2.1. мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности воспитания
Совершенствование системы оценки воспитания
|
||
Разработка критериев эффективности деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения
|
2013 год
|
ОУ
|
Внедрение журнала учета внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе
|
2013-2014 годы
|
ОУ
|
Разработка и проведение мониторинга эффективности воспитательной работы, в том числе:
- Уровень воспитанности обучающихся
- Уровень социализации обучающихся
- Уровень сформированности личностных результатов обучения
- Уровень здоровья обучающихся
- Уровень психологической безопасности образовательной среды
- Удовлетворенность обучающихся, родителей организацией внеурочной деятельности
|
2013-2015 годы
|
ОУ
|
Разработка и реализация проектов информирования населения и педагогического сообщества о положительных результатах системы воспитания
|
Ежегодно
|
ОУ
|
Методическим центром совместно с педагогическим коллективом определяются основные показатели изменений, произошедшие во всех субъектах образовательного процесса, определяется механизм измерения, выбираются методики, определяют тестовые задания, разрабатывают творческие задания, анкеты, опросники, модифицируются многочисленные диагностические методики. В ходе начального и итогового контроля идет сбор информации с последующим анализом, интерпретацией и прогнозированием дальнейшей деятельности
Что изменится |
Каким образом фиксируем, замеряем |
уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности; |
диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); |
приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин; приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.
|
диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. |
Опросник «Личностный рост» Степанов П.В., Степанова И.В.Рекомендуемый опросник
представлен в двух модификациях: для учащихся 4–8-х классов
Опросник «Личностный рост» для учащихся 4-8-х классов (опрос проводится
не чаще одного раза в два года)
3.2.2. мероприятия по развитию модели воспитания
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные за исполнение |
I. Организация работы по реализации программы |
|||
1. 1
2 |
Разработка Программы воспитания школы Разработка — корректировка мероприятий, направленных на реализацию программы |
2013-2014гг. |
Администрация школы, М.О
|
2. 3 |
Разработка диагностического портфеля для мониторинга результатов реализации программы |
2014г. |
Заместитель директора по УВР и психолог школы, МО |
3. 4 |
Диагностика результативности программы (старт, финиш) |
Ежегодно, сентябрь, май |
Заместитель по УВР, кл. руководители |
5 |
Публичный отчёт по реализации программы воспитания |
Ежегодно, май |
Администрация школы |
5 |
Мониторинг эффективности программы |
Апрель ,2018 |
Администрация школы |
3.2.3. мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического
опыта воспитательной деятельности
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственный |
Изучение передового педагогического опыта |
|||
1 |
Семинар – погружение «Современные подходы в воспитательной деятельности школы» |
Март 2014 |
Зам дир. по УВР |
2 |
Заседание МО «Система диагностики воспитательной системы» |
Апрель 2014
|
Руководитель МО |
3 |
Педагогическая студия «Проблемно – ориентированный анализ состояния воспитания в классе» (роор-анализ) |
Октябрь 2014 |
Классные руководители |
4 |
Методическое совещание «Создание воспитательной системы класса – проблемы и находки» |
Февраль 2015 |
Руководитель МО |
5 |
«Первый опыт внедрения ФГОС в воспитательный процесс: результаты Программы внеурочной деятельности в начальной школе» |
Апрель 2015 |
Зам дир. по УВР |
6 |
«Воспитание экологической культуры школьника в рамках федерального стандарта» |
Апрель 2016 |
Руководитель МО |
7 |
Обобщение передового педагогического опыта «Метод проектов на уроках литературного чтения как составляющая воспитательного процесса» |
Декабрь 2017 |
Зам дир. по УВР |
8 |
Педсовет «Итоги реализации Программы развития воспитательной компоненты» |
Апрель 2018 |
Директор |
3.2.4. мероприятия по повышению квалификации педагогических кадров по
проблемам воспитания в рамках ФГОС
Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д. Педагоги посещают школьные и районные семинары, на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.
№ |
мероприятия |
сроки |
участники |
1 |
Участие в заседаниях РМО классных руководителей; Методических семинарах по вопросам воспитания; Мастер – классах; Педагогических чтениях |
По плану РМО |
Классные руководители; педагог- организатор; Заместитель директора по УВР |
2 |
Курсовая подготовка классных руководителей «Классный руководитель: новые векторы деятельности» |
2014
|
Классные руководители
|
3 |
Курсовая подготовка классных руководителей |
2015 |
Классные руководители 1класс. |
Перечень лицензированных программ по кафедре теории и методики ИПКРО
1. Инновации в воспитании (в рамках идеологии ФГОС) 72час, 108ч, 144ч.
2. Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации ФГОС второго поколения. 72ч,108ч, 144ч.
3. Классный руководитель: 72ч,108ч, 144ч.
4. Артпедагогика как эффективное воспитательное средство. 72ч,108ч, 144ч.
5. Моделирование воспитательной системы школы. 72ч,108ч, 144ч.
6. Воспитательная деятельность в образовательном учреждении (по ФГОС) Переподготовка: присваиваемая квалификация – педагог-исследователь в сфере воспитания 502ч
Инновационные формы общепедагогической подготовки учителей к ФГОС второго поколения.
1. Пролонгированный семинар.
2. Профессиональная кооперация.
3. Линейка пробных уроков.
4. «Проектная неделя» как способ подготовки педагогов к ФГОС.
3.2.5. мероприятия по развитию программно-методического и информационного
обеспечения воспитания
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственный |
1 |
МО классных руководителей «Изучение Концепции воспитания детей в Иркутской области» |
февраль 2014 |
Зам.дир. по УВР |
2 |
Работа творческой группы над проектом Программы воспитания школы |
февраль- март 2014 |
Зам.дир. по УВР |
3 |
Разработка «Программы развития воспитательной компоненты в ОУ» |
Февраль апрель 2014 |
Зам.дир. по УВР |
4 |
Создание «Пакета документов по развитию воспитательной компоненты в школе» |
Март 2014 |
Зам.дир. по УВР |
5 |
Формирование пакета документов «Система диагностики ВСК», его корректировка |
Апрель 2014- апрель 2018 |
Зам.дир. по УВР Классные рук. |
6 |
Разработка Программы родительского всеобуча в соответствии с «Программой развития воспитательной компоненты в ОУ» |
Сентябрь 2014 |
Зам.дир. по УВР, управ.совет |
7 |
Создание нормативно – правовой базы развития воспитательной компоненты в ОУ |
Январь – сентябрь 2014 |
Директор |
8 |
Размещение «Пакета документов по развитию воспитательной компоненты в школе» на сайте школы |
Март 2014 – март 2018 |
Директор |
Условия успешной реализации воспитательной компоненты
Программно-методическое обеспечение
разработка программ и их апробация;
разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
разработка образцов текущей документации и их оформление;
подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т. д;
разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.
Материальное обеспечение
В школе работают кружки ,спортивная площадка на улице.
Технические средства:
телевизор;
интерактивные доски;
Спортивное оборудование:
настольные игры;
мячи, обручи, скакалки;
маты для занятий
Информационное обеспечение
Пополнение библиотечного фонда, проведение тематических выставок литературы, методических разработок и программ.
3.2.6.мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности
родительской общественности в вопросах воспитания
План работы с родителями
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответсвенные |
1. |
Заключение договоров с родителями воспитанников и учащихся |
Сентябрь |
Классные руководители |
2. |
Формирование родительских комитетов |
Классные руководители |
|
3. |
Организационные родительские собрания в группах и классах |
Классные руководители |
|
5. |
Работа консультационной психолого-педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании, решении конфликтных ситуаций |
В течение года |
Педагоги, педагог-психолог |
6. |
Посещение родителями открытых занятий, уроков, внеклассных мероприятий |
В течение года |
Классные руководители |
7. |
Привлечение родителей младших школьников к участию в общественных, классных и групповых внеурочных мероприятиях; проведению творческих встреч. |
В течение года |
Классные руководители |
8. |
Родительская конференция «Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников» |
Апрель |
Администрация, родительский комитет |
9. |
Заседание управляющего совета |
1 раз в четверть |
Администрация |
10. |
Контроль за неблагополучными семьями. Посещение на дому обучающихся и воспитанников из неблагополучных семей. |
В течение года |
Классные руководители, воспитатели |
11. |
Родительские рейды с целью контроля за организацией и качеством питания. |
В течение года |
Родительский комитет |
12 |
Конкурс формирования предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста |
Сентябрь-октябрь |
Родительский комитет, воспитатели |
1.Работа с родительским комитетом
- «Проблема защиты прав ребенка в семье»;
- «Роль семьи в воспитании детей»;
- «Ребенок в правовом поле семьи».
2. Консультации:
распространение буклетов, консультации, индивидуальные беседы и т.д по темам
- «Воспитание ребенка в семье»;
- «Социальная защищенность многодетной семьи»;
- «Современная семья – какая она?» (дискуссия)
- «Семейная гармония»;
- «Семейные ценности»;
- «Воспитание семьянина»
.3. Семинары:
- «Роль педагога в семейном воспитании ребенка школьника»;
- «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания»;
- «Секрет семейного счастья» - аукцион мнений.
4. Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта работы по теме: «Системный подход в работе с детьми по разделу «Семья и семейные ценности».
5. Педагогический тренинг:
- « В теплом кругу семьи»;
6. Совместные мероприятия с родителями:
- «Семья талантами богата» - вечер встреч творческих семей.
- «Союз детей и взрослых» - семейный досуг;
- семейная спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья».
7. Выставки рисунков:
- «Семья глазами ребенка»;
- «Дом, в котором мы живем».
8. Фотогаллерея:
- «Моя семья – будни и праздники»;
9.Конкурс проектов.
- «Генеалогическое древо, моя дружная семья».
10.Родительские собрания:
- «Счастлив тот, кто счастлив дома»
11. Анкетирование:
- «Хорошие ли вы родители?»;
День семейного общения (день открытых дверей).
3.2.7.мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности общественности
Информационное - организация информационной поддержки мероприятий
Программы с привлечением региональных ресурсов (СМИ, страницы сайта образовательного учреждения, Интернет - конференции, форумы и иные).
4. Ожидаемый результат реализации Программы
Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов учащихся школы в соответствии с требованиями ФГОС;
Совершенствование нормативно-организационных, управленческих условий для реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты;
Повышение активности вовлечения родительского сообщества в воспитательный процесс общеобразовательной организации, в общественное управление общеобразовательной организацией;
Повышение уровня духовно-нравственного, экологического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Рост числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни;
Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности;
Построение демократической системы отношений детей и взрослых.
Построение воспитательной системы школы.
Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.
Создание положительной репутации школы.
Основными результатами развития Программы должны стать:
- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;
- результаты деятельности образовательного учреждения общего и дополнительного образования детей;
- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;
- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.
5. Показатели реализации Программы
В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой.
Будут обеспечены:
-подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания
и социализации детей;
-повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить
новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству
специалистов из учреждений культуры, спорта и др.;
-кооперирование учреждений общего образования с внешней средой для
формирования устойчивых двухсторонних связей в целях стабильного
функционирования воспитательной компоненты;
-внедрение механизмов государственной поддержки, обеспечивающей
эффективное финансирование воспитательной компоненты в образовании;
-внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства,
обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации
подрастающего поколения;
-воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой,
компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических
традиций и основ государственности современной России;
-интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи,
общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры,
спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание,
как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством
воспитательного пространства;
-обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодёжи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе и дистанционных;
-обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства
Управление реализацией Программы
1. Мониторинг реализации Программы.
2. Обратная связь с детьми, родителями.
3. Корректировка при необходимости направлений и механизмов реализации Программы.
6. Эффективность реализации Программы
Реализация Программы и ее эффективность детерминируются рядом условий:
-готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
-повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
-развитием системы дополнительного образования учащихся;
-повышением педагогической культуры родителей;
-взаимодействием школы с общественными организациями;
-укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с
социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
-организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в
этот процесс подрастающего поколения.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в муниципальном бюджете органам управления образованием, участвующим в реализации Программы, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
Ресурсное обеспечение Программы
1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на общеобразовательном
уровне;
2.Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы,
сетевое взаимодействие);
3. Совершенствование по вопросам в сфере воспитания (прохождение курсовой
переподготовки кадров);
4. Развитие информационного, программно-методического обеспечения воспитания;
Механизм реализации Программы.
- ежегодная разработка и утверждение «Дорожной карты «Воспитание-2018» - конкретный план мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении;
- определение источника финансирования мероприятий, исходя из максимального привлечения внебюджетных средств.