ГосУслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

          Программа «Развитие воспитательной компоненты на 2013-2018 годы»

2.Введение

     В соответствии со стратегией модернизации экономической и общественной жизни страны в нашем обществе актуализируются вопросы развития воспитания и социализации подрастающих поколений. В целях обеспечения социального запроса в МБОУ НШДС №14 разработана Программа развития воспитательной компоненты  на 2013-2018 годы.

     Ведущим средством  реализации Программы является Федеральный государственный образовательный стандарт,  где образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

    Программа ориентирована на приоритеты устойчивого развития: гуманизацию образовательной системы, защиту прав ребенка, создание условий для самореализации обучающихся, формирование ценностных ориентаций, гражданской позиции, толерантности, готовности к сотрудничеству, самообразованию; социальной инициативности, инфор­мационной куль­­туры, развитие адаптивных возможностей личности.

 

Нормативно-правовая база для разработки Программы

 -  Конституция Российской Федерации;

-  Всеобщая декларация прав человека;

-  Конвенция о правах ребенка;

-  Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской - 

   Федерации от 12 декабря 2012 года;

-  Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период

   до 2015 г.;

-  Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской

   Федерации»;

-  Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной

   политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

-  Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в

   интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

-  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,

   утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012

   г. № 2148-р; 

-  Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III

   «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);

-  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

   (2011);

-  Стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области;

   Концепция воспитания детей Иркутской области (2013).

 

 Цели и задачи Программы.

 

Концепция воспитательной системышколы построена как открытая система развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве на основе взаимодействия систем начального общего и дополнительного образования, на период до 2018 года.

Цель Программы развития Воспитательной компоненты:

Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

 

 

 

Задачи Программы

 1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной

компоненты в общеобразовательном учреждении.

2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации,

обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательном

учреждении с учетом региональной специфики конфессионального

многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов

развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и

дополнительного образования с привлечением органов государственной власти,

осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и

спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.

6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций,

деятельность которых связана с интересами детей.

7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения для реализации мероприятий Программы.

8. Обеспечение информационной поддержки Программы.

10. Укрепление материально-технического базы общеобразовательного

учреждения для реализации Программы.

11. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по

развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации

 

Задачи Программы (из Иркутской программы)

 - формирование единого воспитательного пространства в МБОУ НШДС №14 путем

    развития воспитательной системы образовательного учреждения в рамках Концепции         

   духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-  достижение высокого уровня  в воспитании и социализации детей;  содействие

    воспитательной деятельности семьи, учреждений образования, культуры, социальной

    защиты населения, общественных организаций, повышение их ответственности за  

    качество создаваемых условий для воспитания детей;  

-   развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения, создание

    эффективной гуманистической воспитательной системы;

-   обеспечение профилактики негативных явлений в детской среде,  девиантного

    поведения;
-   реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;    

-   формирование позитивного информационного пространства детей; повышение

    ответственности за транслируемые детям ценности, идеалы, образцы норм поведения и

    образа жизни; расширение возможностей информационного обмена в детской среде,  

    информационного обеспечения процесса воспитания, внедрение новых

    коммуникационных технологий в воспитательный процесс;

-  реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня

   воспитательной деятельности, укрепление ее кадрового потенциала, социального

   статуса. 

 В качестве основополагающих принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе, и, следовательно, системы воспитания, можно выделить следующие:

Программа:

-  осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении  

   воспитания с учетом отечественных традиций, национально- региональных

   особенностей, достижений современного опыта;

-  повышение эффективности взаимодействия урочной и внеурочной деятельности;

-  учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий

   отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного

   развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении

   взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми  

   участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-

   педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого

   субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих

   ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и

   региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям,

   предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с

   поликультурностью;

-  основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий

   участие учащихся общеобразовательного учреждения в различных формах

   деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

-  учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии

   детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся

   опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной

   компетентности личности, оказании помощи обучающимся в освоении

   социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с

   особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение

   мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-

   инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и

   интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное

   понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание

   обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание

   условий для формирования ответственности за последствия своих действий и  

   поведения;

- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность

   воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания,

   воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания;

   установление связи между субъектами внеурочной деятельности по взаимодействию в

   реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных

   мероприятий;

- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса

   воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии

   необходимости личностного присвоения учащимися культурно - исторических

   ценностей и традиций своего народа;

- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;

- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с

   однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к

   системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников

   образовательного процесса;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений,

   терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа

   жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у

   школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам

   традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической

   морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации,

   самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы

   других людей, установившихся норм и традиций;

- предполагает воспитание в процессе обучения как использование воспитательного

   потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и

   дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития

   школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также

   ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность;

-  основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки,

    необходимые для успешной социализации человека в обществе;

-  предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в

   ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного

   воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления,

   приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

 

Сроки и этапы реализации.


Программа рассчитана до 2018 года. 

1 этап: 2013-2014 годы.

Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы. Создание условий для перехода в режим ее поступательного позитивного изменения в соответствии с национальным воспитательным идеалом, в соответствии с идеологией ФГОС второго поколения.

2  этап: 2014—2015 гг.  

Нацелен на обеспечение перехода в режим стабильного эффективного функционирования воспитательной системы. Повышение квалификации и переподготовка кадров.

3  этап: 2015-2018 годы.

Информационно-аналитическая деятельность.

Мониторинг эффективности Программы.

 

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Содержание Программы

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.

В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательной программы общеобразовательного учреждения, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.

Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательным учреждением в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов, управляющего совета, школы).

 

3.1 Описание современной модели воспитания

    Для реализации поставленных  задач в ОУ  в качестве базовой выбранаинтегрированнаямодель,  опирающаяся на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей и работы школьного оздоровительного лагеря в летний период.                             

 

СХЕМ А

 

3.2.Основные направления развития воспитательной компоненты

 

Нормативно-правовое- разработка нормативной базы на уровне образовательного учреждения, определяющей механизмы реализации Программы с учетом специфики и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

Организационно-управленческое- организация межведомственного сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости учащихся через реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ.

Кадровое- внедрение позитивного опыта реализации Программы в социокультурном пространстве.

Информационное -организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением  Интернет-сайты или, Интернет - конференции,  форумы и иные.

Мониторинговое- организация и проведение мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы в МБОУ НШДС №14.

Материально-техническое- обеспечение оснащения, необходимого для развития

воспитательной деятельности в системе начального и дополнительного образования.

 

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся:

1. Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного поведения среди учащихся.

 

        2. Нравственное и духовное воспитание:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

4. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности кружков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад,  игр);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

5. Здоровьесберегающее воспитание:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения.

 

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

- формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм»,«терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

          7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:      

            - формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении.

9. Воспитание семейных ценностей:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

10. Формирование коммуникативной культуры:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

-формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

            11. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

 

 

 

 

 

Приоритетные направления организации воспитания учащихся в 2013-2018 г.

 

К приоритетным  направлениям деятельности относятся:

·         физкультурно-оздоровительное направление (через программу «Здоровье»)

·         гражданско-патриотическое,  нравственное воспитание, краеведение (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла,  классные часы «Символы Родины»; через систему взаимодействия с музеем и т.д.), способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;

·         художественно-эстетическое развитие  (через систему работы кружков

            и секций дополнительного образования, конкурсов и т.д.),

            способствующих развитию чувства прекрасного, любви и интереса к

            культуре отечества, мировой культуре, развитию умения найти свое

            место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;

·         сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;

·         приобщение семьи к процессу воспитания детей, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка; развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;

·         кадровое обеспечение воспитательного процесса – создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу школьного методического объединения, педагогические советы, школы педагогического мастерства и т.д.);

·         методическое обеспечение воспитательного процесса. Создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса; внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности;

·         сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  определены на основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.

В области формирования личностной культуры:

·формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

·укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

·формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

·формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

·принятие обучающимися  базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

·осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

·формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

·формирование основ российской гражданской идентичности;

·пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

·формирование патриотизма и гражданской солидарности;

·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

·укрепление доверия к другим людям;

·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

·становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

·формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

 

В области формирования семейной культуры:

·формирование отношения к семье как к основе российского общества;

·формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

·знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

3.2.1. мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга  эффективности воспитания

 

Совершенствование системы оценки воспитания
Разработка критериев эффективности деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения
2013 год
ОУ
Внедрение журнала учета внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе
2013-2014 годы
ОУ
Разработка и проведение мониторинга эффективности  воспитательной работы, в том числе:
- Уровень воспитанности обучающихся
- Уровень социализации обучающихся
- Уровень сформированности  личностных результатов обучения
- Уровень здоровья обучающихся
- Уровень психологической безопасности образовательной среды
- Удовлетворенность обучающихся, родителей  организацией внеурочной деятельности
2013-2015 годы
ОУ
Разработка и реализация проектов информирования населения и педагогического сообщества о положительных результатах системы воспитания
Ежегодно
ОУ

 

     Методическим центром совместно с педагогическим коллективом определяются основные показатели изменений, произошедшие во всех субъектах образовательного процесса, определяется  механизм измерения, выбираются методики, определяют тестовые задания, разрабатывают творческие задания, анкеты, опросники, модифицируются многочисленные диагностические методики. В ходе начального и итогового контроля идет сбор информации с последующим анализом, интерпретацией и прогнозированием  дальнейшей деятельности 

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика  А.С. Прутченкова);

изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

 

приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;

развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

 

диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

Опросник «Личностный рост» Степанов П.В., Степанова И.В.Рекомендуемый опросник          

                   представлен в двух модификациях: для учащихся 4–8-х классов

Опросник «Личностный рост» для учащихся 4-8-х классов (опрос проводится  

                   не чаще одного раза в два года)

 

3.2.2. мероприятия по развитию модели воспитания

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные за исполнение

I. Организация работы по реализации программы

1.          1

 

 

2

Разработка Программы воспитания школы

Разработка — корректировка  мероприятий, направленных на реализацию программы

2013-2014гг.

Администрация школы, М.О

 

2.          3

Разработка диагностического портфеля для мониторинга результатов реализации программы

2014г.

Заместитель директора по УВР и психолог школы, МО

3.          4

Диагностика результативности программы (старт, финиш)

Ежегодно, сентябрь, май

Заместитель по УВР, кл. руководители

5

Публичный отчёт по реализации программы воспитания

Ежегодно, май

Администрация школы

5

Мониторинг эффективности программы

Апрель ,2018

Администрация школы

 

3.2.3. мероприятия по изучению и обобщению положительного педагогического

          опыта воспитательной деятельности

 

 

мероприятия

сроки

ответственный

Изучение передового педагогического опыта

1

Семинар – погружение «Современные подходы в воспитательной деятельности школы»

Март 2014

Зам дир. по УВР

2

  Заседание МО «Система диагностики воспитательной системы»

Апрель 2014

 

Руководитель МО

3

 Педагогическая студия «Проблемно – ориентированный анализ состояния воспитания в классе» (роор-анализ)

Октябрь 2014

Классные руководители

4

Методическое совещание «Создание воспитательной системы класса – проблемы и находки»

Февраль 2015

Руководитель МО

5

«Первый опыт внедрения ФГОС в воспитательный процесс: результаты Программы внеурочной деятельности в начальной школе»

Апрель 2015

Зам дир. по УВР

6

«Воспитание экологической культуры  школьника в рамках федерального стандарта»

Апрель 2016

Руководитель МО

7

Обобщение передового педагогического опыта «Метод проектов на уроках литературного чтения как составляющая воспитательного процесса»

Декабрь 2017

Зам дир. по УВР

8

Педсовет «Итоги реализации Программы развития воспитательной компоненты»

Апрель 2018

Директор

3.2.4. мероприятия по повышению квалификации педагогических кадров  по                          

          проблемам воспитания в рамках ФГОС

    Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д. Педагоги посещают школьные и районные  семинары,  на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.

 

мероприятия

сроки

участники

1

Участие в заседаниях РМО классных руководителей;

Методических семинарах по вопросам воспитания;

Мастер – классах;

Педагогических чтениях

По плану РМО

Классные руководители; педагог- организатор;

Заместитель директора по УВР

2

Курсовая подготовка классных руководителей «Классный руководитель: новые векторы деятельности»

2014

 

Классные руководители

 

3

Курсовая подготовка классных руководителей

2015

Классные руководители 1класс.

Перечень лицензированных программ по кафедре теории и методики ИПКРО

1.      Инновации в воспитании (в рамках идеологии ФГОС) 72час, 108ч, 144ч.

2.      Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации ФГОС второго поколения. 72ч,108ч, 144ч.

3.      Классный руководитель: 72ч,108ч, 144ч.

4.      Артпедагогика как эффективное воспитательное средство. 72ч,108ч, 144ч.

5.      Моделирование воспитательной системы школы. 72ч,108ч, 144ч.

6.      Воспитательная деятельность в образовательном учреждении (по ФГОС) Переподготовка: присваиваемая квалификация – педагог-исследователь в сфере воспитания 502ч

Инновационные формы общепедагогической подготовки учителей к ФГОС второго поколения.

1.      Пролонгированный семинар.

2.      Профессиональная кооперация.

3.      Линейка пробных уроков.

4.      «Проектная неделя» как способ подготовки педагогов к ФГОС.

3.2.5. мероприятия по развитию программно-методического и информационного

         обеспечения воспитания

 

мероприятия

сроки

ответственный

1

МО классных руководителей «Изучение Концепции воспитания детей в Иркутской области»

февраль 2014

Зам.дир. по УВР

2

Работа творческой группы над проектом Программы воспитания школы

февраль- март 2014

Зам.дир. по УВР

3

Разработка «Программы развития воспитательной компоненты в ОУ» 

Февраль апрель 2014

Зам.дир. по УВР

4

Создание «Пакета документов по развитию воспитательной компоненты в школе»

Март 2014

Зам.дир. по УВР

5

Формирование пакета документов «Система диагностики ВСК», его корректировка        

Апрель 2014- апрель 2018

Зам.дир. по УВР

Классные рук.

6

Разработка Программы родительского всеобуча в соответствии с «Программой развития воспитательной компоненты в ОУ» 

Сентябрь 2014

Зам.дир. по УВР, управ.совет

7

Создание нормативно – правовой базы развития воспитательной компоненты в ОУ

Январь – сентябрь 2014

Директор

8

Размещение «Пакета документов по развитию воспитательной компоненты в школе» на сайте школы

Март 2014 – март 2018

Директор

 

Условия успешной реализации воспитательной компоненты

Программно-методическое обеспечение

разработка программ и их апробация;

разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;

разработка образцов текущей документации и их оформление;

подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;

разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т. д;

разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.

Материальное обеспечение

В школе работают кружки ,спортивная площадка на улице.

Технические средства:

телевизор;

интерактивные доски;

Спортивное оборудование:

настольные игры;

мячи, обручи, скакалки;

маты для занятий

Информационное обеспечение

Пополнение библиотечного фонда, проведение тематических выставок литературы, методических разработок и программ.

 

3.2.6.мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности       

         родительской общественности в вопросах воспитания

 

План работы с родителями

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответсвенные

1.

Заключение договоров с родителями воспитанников и учащихся

Сентябрь

Классные руководители

2.

Формирование родительских комитетов

Классные руководители

3.

Организационные родительские собрания в группах и классах

Классные руководители

5.

Работа консультационной психолого-педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании, решении конфликтных ситуаций

В течение года

Педагоги,

педагог-психолог

6.

Посещение родителями открытых занятий, уроков, внеклассных мероприятий

В течение года

Классные руководители

7.

Привлечение родителей младших школьников к участию в общественных, классных и групповых внеурочных мероприятиях; проведению творческих встреч.

В течение года

Классные руководители

8.

Родительская конференция «Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников»

Апрель

Администрация, родительский комитет

9.

Заседание управляющего совета

1 раз в четверть

Администрация

10.

Контроль за неблагополучными семьями. Посещение на дому обучающихся и воспитанников из неблагополучных семей.

В течение года

Классные руководители, воспитатели

11.

Родительские рейды с целью контроля за организацией и качеством питания.

В течение года

Родительский комитет

12

Конкурс формирования предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста

Сентябрь-октябрь

Родительский комитет, воспитатели

 

1.Работа с родительским комитетом

 - «Проблема защиты прав ребенка в семье»;

 - «Роль семьи в воспитании детей»;

- «Ребенок в правовом поле семьи».

 2. Консультации:

 распространение буклетов, консультации, индивидуальные беседы и т.д по темам

- «Воспитание ребенка в семье»;

- «Социальная защищенность многодетной семьи»;

- «Современная семья – какая она?» (дискуссия)

 - «Семейная гармония»;

- «Семейные ценности»;

- «Воспитание семьянина»

.3. Семинары:

- «Роль педагога в семейном воспитании ребенка школьника»;

 - «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания»;

- «Секрет семейного счастья» - аукцион мнений.

 4. Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта работы по теме: «Системный подход в работе с детьми по разделу «Семья и семейные ценности».

5. Педагогический тренинг:

- « В теплом кругу семьи»;

6. Совместные мероприятия с родителями:

- «Семья талантами богата» - вечер встреч творческих семей.

 - «Союз детей и взрослых» - семейный досуг;

- семейная спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья».

 7. Выставки рисунков:

- «Семья глазами ребенка»;

 - «Дом, в котором мы живем».

8. Фотогаллерея:

 - «Моя семья – будни и праздники»;

9.Конкурс проектов.

 - «Генеалогическое древо, моя дружная семья».

 10.Родительские собрания:

- «Счастлив тот, кто счастлив дома»

11. Анкетирование:

- «Хорошие ли вы родители?»;

День семейного общения (день открытых дверей).

 

 3.2.7.мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные  на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности      общественности

 

Информационное - организация информационной поддержки мероприятий

Программы с привлечением  региональных ресурсов (СМИ, страницы сайта образовательного учреждения, Интернет - конференции, форумы и иные).

 

 

4. Ожидаемый результат реализации Программы

Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов учащихся школы в соответствии с требованиями ФГОС;

 

Совершенствование нормативно-организационных, управленческих условий для реализации Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты;

 

Повышение активности вовлечения родительского сообщества в воспитательный процесс общеобразовательной организации, в общественное управление общеобразовательной организацией;

 

Повышение уровня духовно-нравственного, экологического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

 

Рост числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни;

 

Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности;

 

Построение демократической системы отношений детей и взрослых.

Построение воспитательной системы школы.

Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.

Создание положительной репутации школы.

 

Основными результатами развития Программы должны стать:

- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;

- результаты деятельности образовательного учреждения общего и дополнительного образования детей;

- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;

- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.

 

5. Показатели реализации Программы

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой.

Будут обеспечены:

-подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания   

              и социализации детей;

-повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить

 новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству  

 специалистов из учреждений культуры, спорта и др.;

-кооперирование учреждений общего образования с внешней средой для

 формирования устойчивых двухсторонних связей в целях стабильного  

 функционирования воспитательной компоненты;

-внедрение механизмов государственной поддержки, обеспечивающей  

 эффективное финансирование воспитательной компоненты в образовании;

-внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства,

 обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации

 подрастающего поколения;

-воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой,  

 компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических  

 традиций и основ государственности современной России;

-интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи,  

 общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры,  

 спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание,

 как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством  

 воспитательного пространства;

-обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодёжи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе и дистанционных;

-обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства

Управление реализацией Программы

 

1. Мониторинг реализации Программы.

2. Обратная связь с детьми, родителями.

3. Корректировка при необходимости направлений и механизмов реализации Программы.

 

6. Эффективность реализации Программы

    Реализация Программы и ее эффективность детерминируются рядом условий:

-готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;

-повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;

-развитием системы дополнительного образования учащихся;

-повышением педагогической культуры родителей;

-взаимодействием школы с общественными организациями;

-укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с

 социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;

-организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в

 этот процесс подрастающего поколения.

 

 

7. Ресурсное обеспечение Программы

        Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в муниципальном бюджете органам управления образованием, участвующим в реализации Программы, а также за счет привлечения внебюджетных средств.

Ресурсное обеспечение Программы

 

1.Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на общеобразовательном

   уровне;

2.Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы,  

  сетевое взаимодействие);

3. Совершенствование по вопросам в сфере воспитания (прохождение курсовой     

     переподготовки кадров);

4. Развитие  информационного, программно-методического обеспечения воспитания;


Механизм реализации Программы.

 

- ежегодная разработка и утверждение «Дорожной карты «Воспитание-2018» - конкретный план мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении;

- определение источника финансирования мероприятий, исходя из максимального привлечения внебюджетных средств.